Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

 Цели создания Системы 112 

  • ускорение реагирования и улучшения взаимодействия экстренных оперативных служб при вызовах населения;
  • организация удобного вызова экстренных оперативных служб по принципу «одного окна»;
  • уменьшение социально-экономического ущерба вследствие происшествий и чрезвычайных ситуаций;
  • гармонизация способа вызова экстренных оперативных служб с законодательством Европейского союза.

 Решаемые задачи 

  • прием оператором по номеру «112» вызовов и обеспечение психологической поддержки позвонившему лицу;
  • анализ поступающей информации о происшествиях;
  • передача информации о происшествиях в ДДС в соответствии с их компетенцией для организации экстренного реагирования;
  • формирование статистических отчетов по поступившим вызовам;
  • автоматическое определение номера позвонившего лица;
  • автоматический дозвон до позвонившего лица в случае внезапного прерывания соединения;
  • регистрация и документирование всех входящих и исходящих звонков по номеру «112»;
  • ведение базы данных о происшествиях и результатах реагирования;
  • приема вызовов на 5 иностранных языках (французский, английский, немецкий, испанский, китайский) и при необходимости дополнительных.

 Состав 

В соответствии с нормативными документами система-112 формируется на основе объединения единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований (ЕДДС), Межрайонных Ситуационных Центров (МСЦ), Регионального Ситуационного Центра (РСЦ) и дежурно-диспетчерских служб (ДДС) следующих экстренных оперативных служб:

  • службы пожарной охраны;
  • службы реагирования в чрезвычайных ситуациях;
  • службы полиции;
  • службы медицины катастроф (в плане оперативного взаимодействия с местным ТЦМК и передачи ему информации);
  • службы скорой медицинской помощи;
  • аварийной службы газовой сети;
  • службы «Антитеррор»;
  • службы теплосети;
  • службы электросети;
  • службы водоканалов;
  • службы коммунального хозяйства.

Причем этот список не окончательный и при необходимости может быть расширен в рамках конкретного региона по решению органов исполнительной власти.

 Компоненты системы-112 

  • Подсистема приема и обработки вызовов предназначена для приема и обработки вызовов, поступающих в единую службу и их передачи в соответствующие дежурно-диспетчерские службы.
  • Подсистема хранения и актуализации баз данных, обрабатывающая информацию о полученных вызовах и обеспечивающая получение информации из архива в оперативном режиме;
  • Подсистема поддержки принятия решений предназначена для информационного обеспечения диспетчера при принятии управленческих решений по экстренному реагированию на принятые вызовы и планированию мер реагирования;
  • Подсистема консультативного обслуживания населения предназначена для оказания информационно-справочной помощи по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности (в том числе через Интернет);
  • Геоинформационная подсистема, обеспечивающая отображение на электронной карте различные характеристики территории, а также место происшествия;
  • Подсистема мониторинга предназначена для приема и обработки информации и сигналов от датчиков на контролируемых стационарных и подвижных объектах;
  • Подсистема обеспечения информационной безопасности предназначена для защиты информации и средств её обработки в системе-112

 Преимущества 

Внедрение единой системы-112 имеет ряд несомненных преимуществ, как для населения, так и для органов административной власти. Выделим некоторые из них:

  • Психологические
  1. Номер всего из трех цифр легко запомнить, а главное вспомнить в момент возникновения чрезвычайной ситуации. Пострадавшему совершенно не надо задумываться в какую экстренную службу и по какому номеру стоит звонить. С внедрением единого номера доступ для населения к экстренным службам значительно упрощается, так как выбор и оповещение ответственных за реагирование служб ложится на операторов 112, которые способны грамотно классифицировать вызов и передать задачу профильным службам.
  2. Любое обращение фиксируется в системе и не дает возможности оставить его без внимания. Граждане могут быть уверены, что ни одна заявка не останется без реакции со стороны ответственных служб и все действия по разрешению ситуации будут обязательно записаны. Это осознание повышает уверенность людей в собственной безопасности и снижает уровень стресса в нештатной ситуации.
  3. Предусматривается возможность подключения к разговору оператора с абонентом соответствующих специалистов, что позволяет снизить психологическое давление на человека в критической ситуации, добиться более детальной и четкой картины происшествия и разумных действий со стороны позвонившего.
  • Экономические
  1. Использование системы-112 подразумевает максимальную автоматизацию работы операторов. При звонке на систему-112 у оператора, принимающего вызов, происходит автоматическое формирование и частичное заполнение специальной ситуационной карточки. Например, по данным АОН в карточке уже появляется номер телефона, с которого осуществляется вызов и информация по этому номеру (владелец номера, его паспортные и иные данные). Чем меньше работы оператору, тем быстрее пострадавшему придут на помощь и предотвратят или снизят последствия ЧС.
  2. Согласно статистике, до 70 % вызовов, поступающих в экстренные службы, являются ложными или просто справочными. Операторы системы-112 принимают эту нагрузку на себя, что позволяет снизить количество диспетчеров экстренных служб и минимизирует «бесполезный» трафик на профильные ДДС.
  • Административные
  1. Внедрение системы-112 предусматривает полное документирование всех этапов обработки вызовов от поступления запроса в систему до внесения в базу данных результатов реагирования. Все этапы обработки сообщений фиксируются в специальных карточках происшествий (ситуационные карточки), ни одно действие в отношении вызова не останется незамеченным. Фиксирование и регламентация действий операторов позволяют строго контролировать ход выполнения реагирования на запрос, что увеличивает количество данных в системе, но дает полную и достоверную картину происшествия и отображает всю последовательность работы с ним. Наличие подобной информации и доступ к ней дает возможность администрации МО, в случае необходимости, оперативно реагировать на возникшие инциденты и принимать эффективные управленческие решения.
  2. Система-112 должна стать ещё и важным инструментом контроля над действиями спецслужб, когда каждый этап приема и реагирования на вызовы всегда можно отследить, а соответственно, оценить правильность действий участников и их эффективность.
  • Информационные
  1. Система-112 должна аккумулировать в себе все потоки информации, идущие от населения к спецслужбам, между операторами 112 и ДДС, а также между различными ДДС. Все вызовы по всем происшествиям ко всем спецслужбам попадают в единое пространство хранения, что существенно упрощает и ускоряет обработку информации по инцидентам. Формирование отчетов по происшествиям сводится к выбору критериев фильтрации или просто к использованию необходимых шаблонов, а не многочисленным и долгим межведомственным запросам.
  2. Немаловажным преимуществом внедрения системы-112 становится возможность оценки общей ситуации по безопасности в регионе. На основании различных отчетов по работе системы-112 и их грамотного анализа можно выявить «слабые» места в региональной системе безопасности и в работе спецслужб, а, соответственно, принять меры по их устранению.
  • Коммуникационные
  1. Благодаря наличию единого коммуникационного и координационного центра, которым становится система-112, улучшается взаимодействие различных спецслужб и налаживается конструктивный обмен информацией с целью организации максимально эффективного реагирования.
  2. Полноценный коммуникационный процесс невозможно наладить без обратной связи. Поэтому система-112 способна не только принимать информацию о происшествиях, но и при необходимости информировать население о ЧС в определенном районе, например, с помощью телефонного обзвона или рассылки SMS-оповещений.
  • Политические
  1. Создание полноценного аналога европейской системе вызова экстренных служб по единому номеру 112 позволит России сделать ещё один большой шаг в сторону интеграции с Европой и поднимет имидж страны в лице её европейских партнеров.
  2. Повышение эффективности реагирования на происшествия и контроль обстановки в регионах будет способствовать улучшению общей ситуации с безопасностью в стране в целом, что позволит России повысить свой статус на международной политической и экономических аренах.
  • Технологические
  1. Создание комплексного технического решения для построения полноценной системы-112 потребовало от разработчиков и поставщиков оборудования разработки новых технических решений, соответствующих требованиям, прописанным в нормативных документах. Сам процесс создания проекта системы-112 уже вносит свой вклад в инновационное развитие России.
  2. Универсальность системы и доступность её для приема сообщений из любых сетей требует теснейшей совместной работы местных операторов связи и поставщиков оборудования. Внедрение современных телекоммуникационных решений на морально устаревшие сети связи в ряде случаев затруднительно и нецелесообразно. Поэтому развертывание системы-112 в регионах становится мощным стимулом для модернизации сетей общего пользования и способствует повышению общего технологического уровня развития субъекта РФ.

 Проблемы внедрения системы-112 в России 

Ключевой проблемой, стоящей на пути массового развертывания, полноценных сегментов системы-112 в России стала проблема разделения полномочий между ведомствами, отвечающими за построение системы. Только в декабре 2010 года президент России Дмитрий Медведев подписал указ, где были четко прописаны зоны ответственности различных ведомств. В соответствии с этим документом МЧС России должно координировать действия по созданию, развитию и эксплуатации системы-112, а Минкомсвязи отвечает за организацию взаимодействия с сетью связи общего пользования.

Следующим препятствием на пути к быстрому развертыванию системы стала недостаточность финансирования проекта в различных регионах. Предполагалось, что финансирование будет идти из бюджетов всех уровней: местных, субъекта РФ и федерального. Однако, например, в Калужской области работы начались на средства из местного бюджета, но без финансовой поддержки центра были приостановлены.

Отдельно стоит выделить проблему отсутствия типовых проектов на создание системы-112 в России, в силу значительной разнородности экономических и географических особенностей регионов, проект для Санкт-Петербурга не подходит, например, для республики Коми. Отсутствие единых технических стандартов порождает массу вариантов решений по построению системы в каждом конкретном регионе, что затрудняет выбор и не всегда в полной мере удовлетворяет требованиям координирующих органов и финансовым возможностям региона. В декабре 2011 в региональные центры и главные управления МЧС России были направлены методические материалы по созданию системы-112 в субъекте Российской Федерации, разработанные ФГБУ ВНИИ ГОЧС в кооперации с членами ФЦНВТ, которые позволят преодолеть часть технических проблем.

В результате, к середине 2012 года единственным регионом России, где система-112 построена, обслуживает реальный поток вызовов к экстренным службам, прошла государственные испытания и экспертизу ФГБУ «Всероссийского НИИ по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций» — это Курская область.

С целью ускорения работ по внедрению системы-112 на территории России в июле 2012 правительство внесло в госдуму законопроект о едином телефонном номере «112» для вызова экстренных служб, первый этап которого должен стартовать 1 января 2013 г. Планируется, что система-112 должна заработать в течение трех лет на всей территории страны во всех муниципальных образованиях.

С 2013 года номер «112» утверждён в качестве единого номера вызова экстренных оперативных служб для приёма сообщений о пожарах и чрезвычайных ситуациях в телефонных сетях местной телефонной связи.

 Схемы построения 

  • Централизованная схема.

Активно используется для построения системы-112 в Европе, оптимальна для небольших территорий с высокой плотностью населения. Характеризуется наличием единого для всей системы центра обработки вызовов (ЦОВ) и центра обработки данных (ЦОД). Построение системы по данной схеме экономически эффективно, но за счет централизации функций снижается надежность и значительно возрастает объём трафика в сети.

  • Распределенная схема

Представляется оптимальным решением для территориально-распределенных регионов, позволяет учитывать специфику каждого из них. Характеризуется наличием локальных центров обработки данных, синхронизируемых с единым региональным ЦОД, и установкой центров обработки вызовов в каждом МО или для группы МО. Построение системы по данной схеме позволяет максимально учитывать географические и экономические особенности региона, но увеличивает длительность этапа проектирования.

  • «Облачная» схема

Предусматривает построение системы с использованием «облачной» платформы ОАО «Ростелеком». Услуги центров обработки вызовов и данных (ЦОВ и ЦОД) предоставляются на базе сервиса ОАО «Ростелеком», что освобождает регионы от необходимости приобретать серверное оборудование. Решение представляется экономически эффективным и быстрым для внедрения, но порождает зависимость от провайдера услуги и не гарантирует полноценную защиту информации.